Пермская область
Туризм, отдых
Карты GPS

GPS Карты - Пермь Пермский край

купите gps навигатор, эхолот в нашем интернет-магазине
 Металлоискатели
 Клады
 Сплавы
Атлас в 1 см. 2 км. Генштаб в 1 см. 1 км. Генштаб в 1 см. 2 км.

Описания, рассказы, истории о сплавах по рекам Урала



Не утонуть бы нам сегодня…
(Майский сплав по Вижаю)

автор: Леонид Александров, Екатеринбург

Загрузились в автобус на удивление быстро, поехали в посёлок Сараны - точку отплытия. По дороге смотрели дебильные мульты - в автобусе оказался ДВД-проигрыватель. Долго ли, коротко ли - выгрузились у реки - оказалось, что перед нами приехало ещё 6 автобусов с народом. Было темно, но создавалось ощущение, что поляна буквально кишмя кишит людьми. К слову сказать, в лесу было 90-100см снега.

С утра оказалось, что это действительно так. Весь берег был заполнен людьми, но подъезжали всё новые и новые автобусы. Это заставило нас ускорить сборы. Наконец мы отплыли.

Как обычно пошли повороты, небольшие прижимчики, расчёски, Аню даже «слегка» обрызгало на перекатах... Казалось, ничего не предвещало беды...

Тут впереди идущий Омельковский катамаран, не успев выгрести, упёрся правым бортом в наклонённую берёзу недалеко от берега, и на судне начали наблюдаться некоторые движения экипажа. Я уже было обрадовался, что ребят немного подмочит волной, похихикал про себя. Потом смотрю, катамаран всё больше и больше подтапливает сильным течением и затягивает под наклонённую берёзу. Уже поплыли люди и вещи. Наш катамаран пошёл на разворот для зачаливания. Одновременно пытались поймать, проплывающий рядом компрессионник и весло. Не смогли – вещи поймал экипаж байдарки. А мы зачалились и рванули к месту аварии…

Легко сказать, рванули - там было болото на берегу - глубина как раз по болотным сапогам. В прибрежных кустах заметил качающийся спасик, подбежал, вытащил за шкирку Сашку, побежал дальше. Смотрю, у берёзы уже какие-то мужики в гидрокостюмах пытаются удержать за чалку то, что раньше называлось катамараном. Теперь ЭТО обернуло вокруг берёзы, сломав и изогнув алюминиевую раму, а на берёзе сидела маленькая Саша и широко улыбалась. До берега было метра два, но глубина там была почти по шею и бил поток. Мужики построили живую стенку из спин - она перебралась на берег.

Попытались отцепить рюкзаки, - пришлось резать верёвки - так хорошо они были привязаны. Потом хотели вытащить катамаран из-под берёзы, но не тут то было! Сильным течением баллоны прижимало к дереву. Тут видимо баллон проткнуло обломком рамы, и он постепенно начал сдуваться. Подбежали Слава, Олег и Игорь. Они принесли верёвку, которой пристраховали ошмётки катамарана к дереву. Потом совместными усилиями удалось, наконец, вытащить остатки катамарана из-под берёзы и притянуть их к берегу.

Остальное время разбирали, развязывали, носили вещи метров 100 вниз по берегу из этого болота - к месту стоянки других катамаранов.

Не успели дотащить последние рюкзаки, на том же месте по такому же сценарию кильнулся ещё один катамаран - шестиместный "Басег". Раму - тоже в мясо. Вытаскивали их недолго - уже отработанный сценарий. Правда, баллон у них лопнул более эффектно – с громким хлопком. Говорят, перед нами кильнулся ещё один катамаран - но те были вдрысь пьяные.

Ну что ж, прекрасно, рама в мясо, баллон проткнут. Заклеили, зашили, раскидали участников по двум судам и поплыли дальше - приблизительно 500 метров . Дальше стояли наши и утверждали, что удобных стоянок дальше нет и дальше впереди где-то ледовый затор. Поскольку надо было ремонтировать баллоны и пр. мы встали там.

Наутро услышали шум вертолёта. Он летал над рекой, но зачем - мы так и не поняли. Вчерашний затор впереди ушёл, и мы, приладив баллоны от погибшего вчера катамарана к нашему, поплыли на получившемся квадромаране дальше. Проплыли всего полчаса - впереди был новый ледовый затор. Зачалились, узнали, что вертолёт вытаскивал застрявший во льдах катамаран и байдарки.

Некоторые из групп начали обносить затор по болоту, по раскисающему снегу. Мы тоже сначала были полны энтузиазма, но потом, по мере раскисания снега, энтузиазм весь куда-то пропал. Решили подождать. Некоторые группы собирали катамараны и выходили по железнодорожной ветке в посёлок Вижай.

После обеда вода упала - оказалось, затор сошёл. Мы радостные поплыли дальше.

Как в той сказке - "третий раз закинул старик невод..." - упёрлись мы в третий затор. В нем уже сидела парочка катамаранов и кричала "Anybody, help...".

Был ещё вариант обплытия по лесу, что мы, в конце концов, и сделали. Перед нами в лесу уже козяпались 2-3 катамарана, некоторые уже были под завязку пьяные, и очевидно им было уже всё равно, где плыть. Теперь в лес ушла ещё и байдарка. Решили рискнуть и мы – нам пропороться не страшно – у нас 4 баллона.

Никогда не думал, что можно на катамаране там проплыть! Спилив штук пять берёз, остальные деревья вырубив топором, угробив кучу времени, мы пролезли, наконец, через лес. На берегу нас ждал одинокий экипаж байдарки. Катамараны Гамбергов-Шенгальсов и Стаса не приплыли. Те, кто сидел во льдах в начале затора, как оказалось, сумели протащить катамараны по льду и уплыли дальше.

Вытащив наш квадромаран из воды, мы увидели, что один из баллонов распорот по шву по всей длине (к счастью только чехол, камера целая). Квадромаран превратился в тримаран…

Ну что ж делать, встали мы лагерем, и стали ждать остальные катамараны на выходе из леса... Стемнело, никто не выплыл. Из леса, казалось, доносились чьи-то крики…

Наутро, по твёрдому снегу я прошёл метров 200 по лесу вверх по реке и вышел к началу затора. На поляне стояло несколько групп, в том числе и наши. Как мы не догадались вечером пройти туда??? Оказалось, они поглядели, как мы продираемся через лес и выгребли против течения на поляну против затора. Быстро обнесли катамараны и поплыли дальше. Заторов нам больше не попалось. Порог мы не заметили и проплыли. Пообедали и довольные приплыли в посёлок Пашия, где нас ждал автобус и остальные экипажи.

Чернышов Коля:

У нас заторов было три! первый проходили по льду, потому что появилась информация, что проход есть. Встали в очередь пошли за всеми. Бодро затащили кат на лед, весело улыбаясь, прыгая со льдины на льдину, пронесли метров 50 по льду. Дальше была маленькая протока по лесу, где мы козяпались около часа, но все-таки умудрились выплыть на простор. Нас уже приветствовали победившие затор товарищи по несчастью. К этому времени мы потеряли из виду все катамараны нашей группы и решили плыть до ближайшей хорошей стоянки.

Через полчаса с берега сообщили, что впереди новый затор. Настроение сразу упало, потому что сил тащить кат уже не было. Начали чалиться, где есть. "Где есть" было затопленным по пояс лесом. Через него мы продирались метров 100-200, потом вылезли в болото, плавно переходящее в сугробы, внизу под снегом везде была вода...

Не успели зачалиться, как с воды до нас докричался кат Долгушина, они зачались тут же (у нас были общие палатки). Неспешно разбиваем лагерь, готовим ужин. Тут подплывает кат Назарова, на нем две девчонки с утонувшего судна, они нам и рассказали про киль. Все в шоке после первого дня, пытаемся объяснить новичкам, что сплавы не всегда такие, и, в общем-то, теоретически всё должно быть гораздо приятнее. Спим на снегу.

Утром просыпаемся под шум вертолета. Сначала подумали, что он прилетел взрывать затор. Но потом увидели, что он начал снимать людей. Оказалось, что в 10м от берега льдами зажало кат, одна половинка гондолы лопнула и 8 человек всю ночь просидели посреди реки. Они пытались звать на помощь, но никто не слышал (или не хотел). Посмотрели на спасработы вблизи. Людей цепляли к веревочке за спас-трусы, перевозили на берег. От вертолета ужасно дуло, приподнимало палатки и каты. Спасенные отпивались у костров. Их кат, видимо, так и оставили на речке.

Впечатленные увиденным, решили обнести второй затор по берегу, 500 метров продирались по бурелому с катами (благо с утра силы были). Вышли на волю, обрадовались, поплыли дальше.

Через час прокричали с берега, что впереди еще один затор, но он обходится по лесу. Поплыли в лес. Козяпались час - два. Пропиливать не пришлось, так как перед нами пристроился тримаран с кучей пьяных мужиков, которые все норовили познакомиться с нашими девушками.

Но собственно знакомиться им было некогда, потому что они рубили просеку впереди себя. За нами выстроилась пробка из 5-10 катов. Выплыли в заводь, впереди оказался лед.

Тут впереди заметили кат Батуева, он оказалось, в первый день прошел два затора. Снова залезли на лед, только пристроились на большой льдине, только высадили девчонок - пошел лед! Все поехало вперед со страшным скрипом. Льдину, что была под нами, постепенно раскрошило и сломало. Остались в непонятном месиве изо льда и снега. Чуть-чуть не затащило под льдину, но затор вовремя остановился.

За всем этим наблюдало около 10 судов, в том числе 3 наших ката. 3 ката были на речке, но по счастливой случайности никто не пострадал. В дальнейшем передвижении я обругал все на свете и зарекся больше на сплавы не ходить (как обычно в таких ситуациях бывает). Встать было некуда, везде проваливались, кат упрямо не хотел тащиться вперед.

Но с помощью весел, высших сил и такой-то матери через два часа продрались сквозь льды и лес на чистую воду. Отдышались, подождали всех наших и поплыли вперед искать место под стоянку. Про себя думаем - как же там остальные будут лезть...

Вечером я искупался, неудачно попытавшись зачалить кат (ну надо же поплавать на сплаве). Порог не совсем заметили, то есть не поняли, где он был конкретно, несколько шивер с валами по 0,5м. Немного напрягло только название порога – «Чёртов»!

На следующий день выплыли в Пашию, с ходу проскочили Пашийский прижим, в бочку не полезли, и так приключений на свою задницу уже много насобирали. Потом, как уже пристали, нашли автобус и вторую половину группы.Всеживы


© 2007- DMS Карты России для GPS навигаторов Garmin