Пермская область
Туризм, отдых
Карты GPS

GPS Карты - Пермь Пермский край

купите gps навигатор, эхолот в нашем интернет-магазине
 Металлоискатели
 Клады
 Сплавы
Атлас в 1 см. 2 км. Генштаб в 1 см. 1 км. Генштаб в 1 см. 2 км.

Описания, рассказы, истории о сплавах по рекам Урала



Маршрут по рекам Западного Урала. Вижай. Сараны-Пашия (64 км).

автор: Шкарапута А.П.

Вижай начинается на склонах Вижайского камня и впадает в Вильву. Его протяженность 125 км. Для Вижая характерно быстрое течение, а в русле встречается множество шивер и перекатов. Также на Вижае наиболее четко выражены два порога. Первый расположен в средине маршрута Сараны-Пашия и называется Вижайским или Чертовым порогом. Второй находится в черте поселка Пашия и носит название Пашийский прижим. При упоминании о Вижае обычно говорят только о Пашийском прижиме, как о наиболее сложном для прохождения участке реки.

Кроме естественных препятствий на реке множество мостов, представляющих опасность при прохождении в большую воду.

Наиболее подходящее время для сплава - это первые недели после вскрытия реки ото льда. Летом река практически непроходима.

Весенний Вижай имеет вторую категорию сложности. Для сплава по Вижаю необходим определенный опыт и предварительная подготовка.

Лучше всего начинать сплав от поселка Сараны, от которого до реки 2-3 км. До самого поселка можно добраться со станции Лаки на автобусе (5-6 км), который подъезжает прямо к станции.

От поселка к реке спускается дорога. У реки дорога уходит вправо и до воды остается 150-200 м. В этом месте расположена обширная поляна,* где обычно останавливаются группы для подготовки к сплаву.

Перекаты начинаются почти сразу. Быстрая вода перекатывает по крупным камням в русле, образуя валы высотой 0.5 м. Через 2 км встретится шивера* с самыми большими валами на этом участке. Шивера тянется 2 км, иногда ненадолго прерываясь. После нее остается 5 км до деревянного автомобильного моста.* На этом участке вода более спокойная. Мост с низкими пролетами, виден за 200-300 м.

Перед мостом река спокойная, и прямо перед ним можно пристать к правому берегу. В большую воду здесь приходится делать обнос. После моста река немного убыстряется, образуя перекаты. Через 2,5 км находится железнодорожный мост.* Мост высокий и не представляет опасности. Через 4 км 500-метровая шивера,* далее множество перекатов, а еще через 8 км встретится короткая шивера с довольно большими валами, напоминающими начало маршрута. В 14-15 км от железнодорожного моста на левом берегу расположена большая поляна, удобная для стоянок при любом уровне воды. Поляна довольно обширная и имеет уклон к воде, она носит название Вижайской.* До этой поляны стоянки можно найти лишь на правом пологом берегу. Но правый берег затапливается в большую воду, и на нем долго сохраняется снег. После Вижайской поляны долго не встретится мест для удобных стоянок.

Ниже поляны река довольно спокойная. Через 4-5 км на правом берегу можно заметить скальные выступы,* а еще через 4-5 км скальные выступы на левом берегу.* Здесь река резко поворачивает направо почти под углом 90 град, у левого берега небольшой порог. Река как бы просыпается, и отсюда начинаются довольно бурные места. (Шиверы, прижимы, перекаты чередуются на участке реки длиной 10 км. На этом же участке находится Вижайский порог.) Через 1 км шивера,* а вскоре левый прижим. Еще через 1,5 км начинаются бесконечные шиверы, и наконец еще через 2 км встретится порог.* Перед порогом (в 200 м выше порога) можно заметить остатки деревянного моста* (Смыт паводком в 2000-м году. Осторожно! Может быть восстановлен).

В районе порога река сужается, перекатываясь через подводные плиты и большие камни. Здесь образуются валы 0.7 м.

Ниже по течению на 3 км, справа стена из скальных выступов.* Она тянется 200 м. За ней почти сразу стена на левом берегу. Прижимы.

Через 2 км снова стена слева.* За ней хорошие места для стоянки. После нее с местами для стоянок проблем обычно не возникает. Совсем недалеко (800 м) слева большая двухъярусная поляна.* В большую воду второй ярус затапливает. После поляны большой левый поворот. Скальные выступы на правом берегу тянутся вдоль всего поворота. За поворотом вода успокаивается. Бурных мест не встречается вплоть до Пашии, но течение быстрое. Через 4-5 км резкий левый поворот, на правом берегу скалы до 10 м высотой.* По скалам весной стекает множество водопадов из талой воды. Стена из скал 300 м - 400 м. Ниже к реке спускается справа автомобильная колея. Через 800 м слева удобное место для стоянки, еще чуть ниже справа скальные выступы на левом повороте реки. Они низкие и их можно не заметить в большую воду. Еще через 4 км довольно заметные скальные выступы справа, они шириной 20-30 м и имеют высоту 6-8 м.* Здесь левый поворот, прижим.

Вскоре (через 3 км) покажется ЛЭП,* проходящая над рекой, рядом с ней автомобильный брод. А еще через 1-1.5 км появится подстанция ЛЭП на правом берегу.* Берег перед подстанцией укреплен бетонными плитами.

Ниже по течению на 1.5 км на правом повороте слева скалы.* Их высота около 40 м. Через 800 м слева будут нависающие скалы* довольно оригинальной формы (высотой примерно 30 м).

Еще через 1,5 км скала справа, рядом бетонное основание какого-то сооружения.* Наконец через 1 км покажется скала, при подходе к ней справа открываются дома.*

Здесь находится капитальный автомобильный мост, рядом с которым находится автобусная остановка, и желающие могут окончить маршрут в этом месте. Автобусом можно добраться до Горнозаводска, откуда со станции Пашия можно сесть на электричку или поезд. Внимание! Этот мост является очень хорошим, запоминающимся ориентиром. От него до самого опасного участка - железнодорожных мостов в центре поселка и Пашийского прижима остается 4 км и около получаса хода.

Далее встретится Железнодорожный мост. Оба моста и автомобильный и железнодорожный сложности при прохождении не представляют, нужно только обращать внимание на бетонные опоры.

Перед самим поселком Пашия справа покажутся отвалы. Это начинается территория Пашийского металлургическо-цементного завода. Слева к реке подступают дома. Впереди покажется низкий железнодорожный мост.* У него нужно обязательно остановиться для разведки. Приставать нужно слева, при необходимости в этом месте можно сделать обнос по дороге. Ниже моста река делает петлю, поворачивая налево. В этой петле находятся опасные железнодорожные мосты, соединяющие территорию цементно-металлургического завода на левом берегу с поселком, и Пашийский прижим.

От моста река сужается и начинает набирать скорость. Она заключена между отвалами, оставшимися от драги, кроме этого берега укреплены бетонными плитами. Ниже по течению еще два моста расположенных рядом. Перед ними при слаженной работе можно остановиться слева. Последний мост самый низкий, его следует промерить, прежде чем проходить дальше. За этим мостом река резко поворачивает и входит в Пашийский прижим длиной 150-200 м.* В самом прижиме река продолжает поворачивать налево. Здесь нужно заранее отгребать к левому берегу, следя при этом, чтобы судно входило в валы не боком. На правом берегу небольшие скальные выступы, образующие прижим. При низкой воде в русле нужно опасаться арматуры, бетонных блоков и других отходов с завода.

Сразу за прижимом находится высокий автомобильный мост. Здесь можно причалить к левому берегу и закончить маршрут.

Ниже поселка русло реки перерыто драгой, поэтому впереди множество островов, а река разделена на множество проток. Вскоре слева покажутся скалы Малые Воронки, недалеко от них справа скалы Филенки, и, наконец, слева покажутся 100 метровые скалы Большие Воронки. В этих скалах находится уникальная Пашийская пещера.

Пещера многоярусная. Для осмотра пещеры необходимы хорошие фонарики. При ее осмотре нужно быть осторожными, так как недалеко от входа в самой пещере находится провал. Спускаться в него нужно, прижимаясь к левой стороне и используя вспомогательные предметы для подстраховки (Обычно в этом месте уже имеется трос или перекинута жердь). По нижнему ярусу пещеры протекает ручей, впадающий в озеро. Озеро расположено в провале и вода из ручья вливается в него водопадом. В зимний период озеро исчезает, и, используя страховку можно добраться в заозерную часть. Если продвигаться вверх по течению ручья, можно попасть в часть пещеры с огромными гротами (до 20 м высотой). Эту часть пещеры называют органным залом.

На Больших Воронках часто проходят скальные тренировки. Практически ежегодно здесь проводятся областные соревнования по скалолазанию.

На вершину массива можно взойти по относительно пологой тропинке. Еще выше, в 200 метрах от скалы проходит дорога, по которой можно вернутся в Пашию (3 км). Можно так же добраться до железнодорожного остановочного пункта Багул (4 км). Но здесь требуется знание тропинки, которая к тому же весной может скрываться под снегом.

Маршрут можно продолжить до Усть-Вижая (Пашия - Усть-Вижай 47 км), а затем по Вильве до Чусового (25 км). За 9 км от города можно снятся на железнодорожной площадке 13-й километр.

Почасовка похождения маршрута в одном из походов (Начало мая 2002 г).
Маршрут проходился на катамаране. Средняя скорость прохождения 8 км/ч.
(Указано чистое время, в тексте используемые в почасовке ориентиры отмечены звездочкой)

1-й день
Поляна у реки - 2-х километровая шивера - 15 мин.
Начало шиверы - деревянный автомобильный мост - 55 мин.
Деревянный мост - железнодорожный мост - 20 мин.
Железнодорожный мост - 500 метровая шивера - 30 мин.
Шивера - 2-я короткая шивера с большими валами - 55 мин.
2-я шивера - Вижайская поляна 15 мин (напротив поляны остров шириной 100 м).
Всего 3 часа 10 мин.

2-й день
Вижайская поляна - достаточно заметные скальные выступы на правом берегу --- 35 мин.
Скальные выступы на правом берегу - скальные выступы на левом берегу, резкий поворот у них направо небольшой порог. --- 35 мин.
Скальные выступы на левом берегу - начало шивер чередующихся с перекатами. --- 7 мин.
Начало шивер - остатки моста (еще через 1 мин Чертов порог) --- 20 мин.
Чертов порог - 200 метровая стена скальных выступов справа (высота 5-8м, сразу за ней стена слева) --- 20 мин.
Стена справа - 2-я стена слева --- 15 мин.
2-я стена слева - большая двухъярусная поляна слева, за ней поворот скальные выступы слева вдоль поворота --- 5 мин.
Поляна - резкий левый поворот, на правом берегу скалы до 10 м, Стена из скал примерно 300-400м. --- 35 мин.
Стена из скал справа --- скальные выступы справа (ширина 20-30 м высота 5-6 м) --- 30 мин.
Скальные выступы справа - ЛЭП (рядом автомобильный брод) --- 18 мин.
ЛЭП - подстанция ЛЭП на правом берегу, перед ней берег укреплен бетонными плитами --- 8 мин.
Подстанция ЛЭП - слева скалы высотой 30-40 м --- 10 мин.
Скалы слева - Скалы справа высота 25 - 35 м. --- 5 мин.
Скалы справа - Скала справа, рядом заброшенное бетонное сооружение --- 10 мин.
Скала справа - Скала слева, первые дома. --- 7 мин. (вскоре автомобильный мост, затем недалеко от него железнодорожный)
Автомобильный мост - 1 й железнодорожный мост в центре Пашии (за ним еще два моста и прижим) --- 35 мин.
Всего 4ч 50 мин.

Всем удачного сплава!

© 2007- DMS Карты России для GPS навигаторов Garmin