Пермская область
Туризм, отдых
Карты GPS

GPS Карты - Пермь Пермский край

купите gps навигатор, эхолот в нашем интернет-магазине
 Металлоискатели
 Клады
 Сплавы
Атлас в 1 см. 2 км. Генштаб в 1 см. 1 км. Генштаб в 1 см. 2 км.

Описания, рассказы, истории о сплавах по рекам Урала



Чарующий и жестокий Вижай

автор: Светлана Шишкина

Бочка Серию статей об экстремальных сплавах мы начнем с реки, которая течет в самом сердце России между Уральских гор — реки Вижай. Мелкая и спокойная, местами даже пересыхающая летом, весной она показывает свой характер, и становиться стремительной, быстрой и жестокой. Именно в это время года, в поисках приключений и острых ощущений, на нее приезжает большинство туристических групп со всей страны. И будьте уверены, они их находят!

Зачем нам нужно подвергать себя опасностям и испытывать неудобства, страдать от холода в воде, мерзнуть на ветру, обгорать у костра, лишаться горячей воды и мягкой постели? Чего мы ищем в дикой природе, отказываясь от благоустроенной и привычной цивилизованной жизни?

Уходя из шумного и суетного города, всегда испытываешь огромное облегчение, погружаясь в параллельный, загадочный мир дикой природы. Все заботы и проблемы современной жизни кажутся мелочными и маловажными, отступают на задний план. Каждый участник становится частью не просто группы туристов, а целой команды, от слаженности которой зависит безопасность сплава. Именно поэтому в этой статье мы опишем прохождение носновных препятствий.

«Расческа» Краткая справка о реке:
Вижай - река в Пермской области, левый приток реки Вильва (бассейн Камы).
Длина 125 км, площадь бассейна 1080 км2. Ширина реки в верховье 20-40 м. В нижнем течении 50 - 60 м,
Глубина 1,0 - 1,5 м. Скорость течения 0,8 м/сек.
Ветры в течение года юго-западные и западные, скорость 2-4 м/сек.
Начинается вблизи станции Тёплая Гора на западном склоне Среднего Урала.
По берегам тянется ряд высоких скал-камней. В 9 км вниз от Пашийского Завода часть протока проходит по карстовым тоннелям.

Река Вижай - горная, имеет буйный необузданный нрав. Верховья реки сильно порожисты, середина – труднопроходима, так как там река часто меняет свое русло. Русло реки в среднем течении может разделиться на два, из которых проходимо, как правило, одно. Поэтому важный совет: если вы сплавляетесь на нескольких судах, то обязательно держите в поле зрения предыдущее плавсредство и выбирайте с ним одну протоку. Не забывайте также, что вам нужно быть достаточно экипированным, чтобы иметь готовность пройти какое-то расстояние пешком по пояс в ледяной воде и ночевать, в поставленной прямо на снегу палатке.

Как правило, Вижай вскрывается в конце апреля. В это время сходит и снежный покров. Однако бывали случаи, когда река освобождалась только в первой декаде мая, пугая туристов заторами из льда и древесного мусора, а полностью лед сходил с поверхности только во второй декаде мая.

Для сплава по Вижаю чаще всего используют катамараны и байдарки. Наш вам совет: если для катамарана вы используете не стальные трубки, а свежесрубленные деревца, то берите стволы потолще, поскольку слишком мягкий и гибкий каркас может не выдержать борьбы с буйной рекой. Ваш катамаран может попросту сложить пополам прямо посередине ревущей и необузданной реки.

Обход Ну и, естественно, все вещи и продукты питания обязательно нужно прятать в водонепроницаемые мешки. Чтобы нахлынувшая вода не проникла внутрь байдарки (не очень приятно и полезно плыть по…пояс в бодрящей весенней воде), эти суда обязательно оборудуются специальными фартуками.

Традиционный маршрут по реке имеет протяженность 143 км. Начинается он в Саранах – небольшом рабочем поселке на севере Пермской области и заканчивается в старинном уральском городе Чусовом.

Итак, вы направились в Сараны. Для этого вам нужно сесть на поезд или электричку и доехать до станции Лаки, откуда за определенную плату (10-15 долларов с группы) можно добраться до поселка Сараны (в 6 км от станции). Машина приходит к каждому поезду и электричке (местный туристический бизнес), и если договорится с водителем, то он довезёт вас прямо до реки.

Ну вот ваши суда надежно собраны, вещи упакованы в непромокаемые мешки и привязаны к вашей «посудине», вы одеты в плотные и водонепроницаемый костюмы, поляна после вашей стоянки почищена. В путь!

С первых же метров река не даст расслабиться: почти сразу после отплытия на вас надвинется остров и первая шивера, крупные острые надводные и подводные камни, около них - стоячие полуметровые волны. Главное быть внимательными, так как все препятствия достаточно хорошо просматриваются. Возле левого берега вода сильно прижимает к скалам. Поэтому старайтесь здесь, как впрочем и везде, держаться середины реки – там более безопасно (безопасность и еще раз безопасность!).

Дерево в центре реки Во время весеннего паводка на реке может встетиться еще и такое препятствие, как лес. А именно - лес в форме низко нависших над водой деревьев (так называемых «расчесок») и в форме деревьев, стоящих прямо посередине реки. Чем они могут вам грозить? Во-первых, «расческа» может выбить вас с катамарана (поэтому опытные экстремалы прикрепляют себя к судам), скинуть на воду плохо закрепленный и незакрепленный груз и весла. Во-вторых, «расческа» может вас поранить и оставить кучу синяков. Мало пользы будет и от столкновения на реке с деревом. Это столкновение может иметь серьезные последствия (например, нам оно стоило освежающего купания двух человек и пары часов вынужденной стоянки). Поэтому не переоценивайте своих сил и начинайте маневры заблаговременно, еще не известно, как вас может закрутить в речных водоворотах за несколько метров до препятствия. Кроме того, в целях сохранности вашей «посудины» следует опасаться острых камней, торчащих из воды, иногда они бывают притопленны. Будьте предельно внимательны: такие камни встречаются на всей протяженности маршрута, и немало гондол пострадало именно из-за них по причине невнимательности своих «капитанов».

После пяти километров пути вам встретятся высокие скалы, в которых есть малоисследованные, узкие, разветвленные и довольно грязные пещеры. Без специального снаряжения не забредайте в них слишком далеко – обратного пути может не быть. За скалами слуедует еще одна шивера, окруженная большими стоячими волнами. За шиверой находится первый деревянный мост под названием «Тамбовский». Перед мостом, как и перед любым подобным препятствием, нужно остановиться: по большой воде под ним можно и не пройти – слишком низко, причем настолько, что в прошлом году в первую декаду мая нам пришлось проносить катамараны поверх моста.

Мост Универсальный совет по мостам: после того, как причалитесь и проведете разведку перед препятствием, на судах проходите в наиболее широкий проем моста, следите за сваями и застрявшими в опорах моста деревьями и старайтесь попасть в водяную «косу».

После третьего порога, километра через два, вам встретится деревянный мост, который лучше проходить в среднем пролете. Внимание: за мостом через реку протянут трос, под которым нужно проходить, резко повернув влево сразу после выхода. А за мостом, на крутом правом повороте реки, начинается четвертый порог. Это еще одно достаточно опасное место: на несколько метров в русло выступает береговая скала, а заранее уйти вправо мешают крупные камни, так что советуем проявить бдительность, если конечно вам дороги собственная жизнь и здоровье.

И вот вы подплываете к самому восхитительному и пугающему месту вашего сплава – Пашийскому прижиму. Вы узнаете это место по построенным вплотную к реке дачам с огородами. Уже до самого прижима есть чего опасаться – там целых четыре идущих один за другим моста. После последнего и начинается место максимального экстрима. Мы настоятельно советуем вам не терять голову и остановиться у левого низкого берега, не проплывая поворота. За ним стоит еще один очень низкий железнодорожный мост, скашивающий неосторожных туристов в воду. Справа от моста место впадения реки Пашийки. При этом, с воды моста не видно, что практически каждый год приводит к несчастному случаю!

Пашийский прижим Сам Пашийский прижим, довольно большой и опасный, начинается сразу после моста. В этом месте река сужается до двадцати метров, отчего и без того быстрое течение усиливается, река резко поворачивает налево. Вода мощным напором ударяет на повороте в правый скалистый берег, возле которого в воде лежит большой камень. В результате, образуется высокая, около полутора метров "бочка". Вода прижимает суда к правому берегу и норовит опрокинуть их. Нередко это ей удается. Дальше от бочки до автодорожного моста идёт сильная шивера с волнами до метра высотой. В конце этой шиверы на середине реки стоит каменное основания моста. И, только преодолев все эти препятствия, можно сделать остановку, передохнуть, насладиться суровым уральским пейзажем и пополнить запасы провизии в паре Пашийских магазинов.

Если вам достаточно испытанных эмоций, вы можете завершить сплав прямо здесь, поехав на автобусе через г. Горнозаводск, расположенный в десяти километрах от станции Пашия. Для тех, кто будет продолжать путешествие, сообщаем, что дальше Вижай растекается по многочисленным рукавам с отмелями, которые местами поросли кустарником. Протоков много, плывите, как обычно, там, где больше воды.

Имейте в виду, что после Пашийского прижима вам вряд ли могут еще встретиться более-менее достойные самого прижима приключения. В месте, где в Вижай впадает р. Вильва, ниже по течению, Вижай становится совсем спокойной и предсказуемой рекой.

Итак, если вы готовы к экстремальным испытаниям и неожиданностям суровой, но прекрасной Уральской природы – запаситесь терпением, теплыми и непромокаемыми вещами, надежным снаряжением – и дерзайте! Четырех-шестидневный тур будет стоить от 300 долларов, но вряд ли вы пожалеете об этих деньгах, когда увидите в зеркале свое посвежевшее, веселое, покрытое ровным майским загаром лицо, а ваша душа наполнится романтикой, острыми переживаниями и гордостью за свои нелегкие но незабываемые дни на этой чарующей и жестокой реке.

Если вы спросите меня, не особо привыкшей к лишениям туристической жизни, ненавидящей холод и ледяную воду, стоили ли мои страдания полученного от похода удовольствия, я отвечу однозначно - «Да!». Эти сплавы проверяют вас на прочность, а вашу команду – на человечность, вы щекочите себе нервы и узнаете себя и мир по-новому. Это стоящее занятие!
© 2007- DMS Карты России для GPS навигаторов Garmin