Пермская область
Туризм, отдых
Карты GPS

GPS Карты - Пермь Пермский край

купите gps навигатор, эхолот в нашем интернет-магазине
 Металлоискатели
 Клады
 Сплавы
Атлас в 1 см. 2 км. Генштаб в 1 см. 1 км. Генштаб в 1 см. 2 км.

Описания, рассказы, истории о сплавах по рекам Урала



Маршрут по рекам Западного Урала - Усьва

автор: Шкарапута Александр Петрович

Предлагаемый для ознакомления маршрут протяженностью 85 км и рассчитан на 5-7 дней. Начинается он в поселке Усьва и заканчивается в городе Чусовом. Река проходима на катамаранах и байдарках в любое время (исключая зимнее). В засушливый период могут возникнуть проблемы из-за небольшого уровня воды в реке и частых мелей. Самый низкий уровень воды в реке в августе.

На реке множество прекрасных мест. Поднявшись по течению на 6 км от поселка Усьва, можно найти классический двухступенчатый порог (вторая категория сложности). Ниже по течению мест такой сложности уже не будет. Дальше на маршруте встретятся уникальные скалы и пещеры. На скалах довольно часто можно найти окаменевшие останки растений и мелких морских животных. В зависимости от времени года встречаются различные виды растений, грибов, ягод, в самой реке встречается такая ценная рыба, как хариус. Часто над рекой можно заметить хищных птиц, а на воде стаи уток, при удаче можно увидеть представителей других видов животных. Маршрут достаточно прост и при наличии в группе опытных людей поход оставит хорошее впечатление.

Заброска

В отличие от многих других маршрутов, заброска на Усьву отличается относительной простотой. При использовании железной дороги можно доехать до станции Усьва (например, на электричке от Чусового или Углеуральска), откуда до реки останется примерно полкилометра. До реки можно добраться, идя вдоль основной железной дороги, до железнодорожного моста (при начале движения станция остается справа). Здесь и начинается водный маршрут. Если есть желание прокатиться по порогу, то нужно подняться вверх по реке еще километров пять. В этом случае на развилке железной дороги необходимо выбрать левую (не основную) колею и идти вдоль нее.

Вскоре покажется река (река на этом участке имеет ширину метров 20 - 30) с растянувшимся по ней поселком. Здесь можно перейти на левый берег, или идти дальше вдоль железной дороги по правому берегу (относительно течения). Недалеко от порога железная дорога немного отклоняется от реки, и к воде необходимо будет спускаться по наклонным тропинкам.

При заброске на машине, можно подъехать к самой реке, а также доехать и до самих порогов по левому берегу.

Если желаете прокатиться по порогу

Усьвинский порог* располагается от станции Усьва примерно в пяти-шести километрах. Перед самим порогом течение реки медленное, на берегу есть поляны, где можно расположиться (на правом берегу находится большая поляна, расположенная выше по течению от первой ступени порога метров на 300).

Ниже по течению начинается порог. Первая ступень достаточно бурная, на людей, впервые попавших на сплав, она может произвести сильное впечатление. Ступень проходиться посредине реки, при мелкой воде нужно следить за выступающими камнями. Если проходить ближе к левому берегу, то нужно опасаться прижимов. За ступенью, справа открывается спокойное место (улово), куда при желании можно заплыть, затем снова подняться выше по течению и повторить прохождение заново. Подниматься придется по каменистой косе, затапливаемой в большую (весеннюю) воду. На этой же косе, на камнях, можно встретить отпечатки древних растений и мелких морских животных.

Ниже по течению на 150 метров от первой ступени река снова становится бурной из-за крупных камней в русле, а еще через 200 метров будет вторая ступень порога, которую лучше сначала исследовать с берега. Эта ступень представляет собой сильный прижим к правому берегу.

После порога течение будет достаточно быстрым и нужно стараться держаться правого берега. Вскоре покажутся первые дома растянувшегося поселка. Появится сначала висячий мост, за ним следом автомобильный и, наконец, железнодорожный мост,* который является хорошим ориентиром. От железнодорожного моста обычно отправляются группы не пожелавшие идти на порог.

Среди скал

Участок маршрута, описанный в этом разделе, наиболее красив и интересен, поэтому проходить его стоит не спеша.

На расстоянии двух километров от железнодорожного моста вниз по течению на правом берегу находится уникальная пещера Первомайская. С воды она не заметна и располагается на поросшем лесом холме. И хоть от реки до пещеры всего метров двести, найти ее в первый раз довольно трудно.

Пещера имеет сначала достаточно широкий вход, переходящий в грот. В дальнем углу грота можно увидеть еле заметный проход. Этот проход представляет собой крутой спуск, дно которого иногда покрывает лед, по которому можно "прокатиться" и не без ущерба для здоровья, поэтому в этом месте понадобится веревка.

Особый интерес представляет последний грот, дальняя стена которого украшена всевозможными подтеками и наростами. В этом же гроте имеется узкое отверстие протоки, ведущей до самой реки, и может быть, через некоторое время, вода размоет это отверстие и откроет для доступа новые достопримечательности.

После пещеры, ниже по течению примерно на километр, на правом берегу появляется небольшая скала. Внутри скалы есть пещера с единственным гротом.

Затем открываются взору величественные скалы - "Усьвинские столбы",* расположенные на правом берегу. На этом же берегу, не доходя до самих скал, есть множество мест для стоянок. Скалы больше ста метров высотой (боле точно - 120 м) и рядом с ними любое речное судно кажется крохотным.

От железнодорожного моста до Столбов вдоль берега идет хорошая тропа. Быстрым шагом до скал по ней можно дойти за час.

Название растянувшегося скального массива определяют множество выступов, отделившихся от основной породы, самый уникальный из них - скала Чертов палец". Чертов палец это полностью отделившаяся скала, на которую взобраться можно только со специальным альпинистским снаряжением, используя нижнюю страховку.

Подняться на самый верх массива довольно проблематично. Он как бы разделен на два яруса. Снизу идет поросшая редкой растительностью стена метров 10-15 высотой. Эта стена и является сложным и опасным барьером для подъема. Выше стена переходит в поросшую деревьями и другой растительностью извилистую площадку, здесь же расположены основания отошедших от основного массива столбов, а еще выше расположена практически сплошная стена второго яруса. По краям массива нижняя стена спускается к земле, в этих местах нетрудно перейти на террасу между ярусами, по ней можно пройти и до Чертового пальца. Однако и этот путь не самый лучший, так как здесь есть частые завалы, кое-где имеются крутые наклоны с шатающимися камнями. Большинство групп предпочитает обходную тропинку, которая заходит на вершину массива с тыльной стороны, далеко обходя его края из-за плохо проходимых оврагов. Тропинка начинается выше по течению от самих скал. Она не единственная в этом районе и поэтому, чтобы ее найти, проще спросить дорогу у других групп. Ориентиром для нахождения правильной тропинки могут служить две скалы, между которыми она проходит. Скалы находятся в стороне от реки, в глубине леса и их нелегко найти. С вершины массива к Чертовому пальцу можно спуститься по крутому спуску, первые метры которого уходят в расщелину, и человеку неподготовленному здесь придется туго. Здесь же есть небольшая пещера расщелиной, уходящая вглубь скалы. Наверху массива, в этом же районе, множество трещин и провалов, что может служить ориентиром для нахождения спуска. Далее, вниз, щель переходит в хорошую тропинку, идущую вдоль стены второго яруса до самого Чертового пальца. После скалы, чуть ниже по течению располагается остров, делящий реку на два примерно равных рукава. Некоторые группы выбирают его для стоянки, но на нем не всегда можно найти достаточное количество дров. Дальше по течению, примерно через 3 км, на левом берегу открывается камень Навислый, а еще через 8 км, на правом берегу, скала Малое бревно,* перед ним река делает левый поворот, и отсюда же виден скальный массив - Большое бревно*(60 м высотой), расположенный на левом берегу. От малого до большого бревна примерно километра два. Перед Большим бревном река делает правый поворот, у самой скалы река успокаивается и образует небольшой плес.

Примерно посредине Большое бревно имеет вогнутую часть, здесь у самой скалы очень хорошее эхо. Напротив, на другом берегу, неплохое место для стоянки. На этом месте раньше располагалась деревня, сейчас же мало что напоминает о ней, разве небольшие углубления оставшиеся от фундаментов да некоторая не характерная растительность. В июле-августе на этом месте цветет душица, прекрасная добавка к чаю.

Местность здесь достаточно открытая и, если посмотреть в противоположную сторону от реки и скалы, то можно заметить, так называемый, Панорамный камень - скалу с которой в ясную погоду виден Большой уральский хребет (высота скалы 150 м).

Место хорошее для стоянки, но могут возникнуть проблемы с дровами, немного ниже по течению - километра три, встретятся не менее прекрасные места.

Район, о котором пойдет речь дальше, пожалуй, наиболее привлекателен на всем маршруте. Огромная подкова из скал ограничивает правый берег изогнувшейся реки. При подходе, сначала открывается скала, носящая название Стрельный или Козел,* получившая свое второе название за форму вершины, напоминающей голову зверя. Автор этих строк склоняется к мысли, что она напоминает скорее голову медведя. Дальше скала продолжается и переходит в камень Омутный,* стоящий высокой стеной на правом берегу, затем он в свою очередь переходит в скалу - "Бастионы", как крепость нависшую над рекой. Напротив "Омутного" река успокаивается и образует омут (благодаря которому скала и получила свое название) а на левом берегу хорошее место для стоянки. В этом месте не нужно жалеть времени на изучение скал и окрестностей, ведь ниже по реке таких красивых мест уже не встретится.

По скале в некоторых местах стекают ручьи, весной здесь падают небольшие водопады, а зимой образуются ледопады, где иногда проводятся альпинистские тренировки.

Речной омут, пожалуй, самое глубокое место на реке. Окружающие скалы ограничивают поступающий свет, в некоторых местах скалы просто нависают над водой и карликовые папоротники тянутся стеблями вниз к воде, к отраженному свету. Омут подпитывается холодными ключами, поэтому в нем всегда достаточно холодная вода. В омуте, говорят, водится таймень, но это, наверное, уже легенда.

В одном месте Омутный камень разбивает на две части крутой овраг, поросший кустарником и деревьями. Он спускается до самой реки и при желании, по оврагу можно подняться на скалу, по верху можно пройти на Козел, а если двигаться в противоположную сторону, то можно выйти на Бастионы.

Среди этих скал, Козел самая высокая скала, и с его вершины открывается прекрасный вид. Если смотреть вверх по течению, то можно увидеть, где-то там вдалеке камень Панорамный, а где-то под шапкой леса Большое бревно. Сам же Козел, лучше всего просматривается с Омутного (См. Фото). На этих скалах встречаются грибы (например белые) и ягоды (брусника, черника, шиповник и т.д.), растет сибирская сосна (кедр).

Если вы расположились у омута, то сориентировавшись (или поднимаясь вдоль реки) можно пешком пройти на Большое бревно.

Напротив Омутного камня располагается множество стоянок, так как это место пользуется большой популярностью.

Далее, маршрут будет описываться более сжато, основной упор будет делаться на ориентиры.

За бастионами на левом берегу видна небольшая скала Арка, здесь река широко растекается, течение быстрое в засушливую погоду в этом месте довольно мелко. Через 2-3 км появляется большой остров,* с широкой правой протокой. Остров имеет длину примерно 1-1.5 км. Левая протока достаточно узкая, и ее можно даже не заметить. У входа в эту протоку на левом берегу видны скальные выступы и здесь же начинаются небольшие поросшие лесом горы переходящие в сплошную стену. Стена на левом берегу тянется на многие километры, лишь примерно через 8 км появится первый лог,* разделяющий ее надвое. Чуть ниже по течению появляются небольшие острова, а на правом берегу откроются отстоящие недалеко от реки холмы. От этого места до поселка Мыс* остается 10-12 км. Местность до поселка холмистая, островов немного. За 6-8 километров до Мыса начинаются покосы. Первые покосы начинаются на островах, затем они появляются и по берегам, там, где холмы отступают перед более пологой местностью.

Перед поселком расположен большой остров. Если проходить его левой протокой, то на крутом левом берегу, на самом верху поросшего деревьями холма, можно заметить жилые дома. Сам поселок скрывается за этим холмом, хотя некоторые отдельные домики стоят у самой воды. После окончания острова, на левом повороте, берег становится более пологим и открывается поселок спускающийся к реке. Поселок связан автобусным сообщением с городом Чусовой, а так же с поселком Бобровка, который находится ниже по течению. Здесь можно планировать окончание маршрута, если предварительно знать расписание движения автобусов (1).

В Мысу есть магазин. Поселок тянется вдоль реки километра на три, и почти в том месте, где поселок заканчивается, расположен автомобильный мост (2).

Сразу за поселком довольно трудно найти место для стоянки. Правый берег крутой, а на левом покосы и выгоны для скота. Так как поселок часто проходят ближе к вечеру, то нужно учитывать, что хорошие стоянки появятся лишь через 6-8 км ниже поселка.

Участок Мыс - Бобровка (20 км) довольно прост при прохождении, мелей и перекатов становится гораздо меньше, река на этом участке более спокойна, шириной метров 50-60. Островов немного, в основном острова встречаются сразу за поселком Мыс. Перед Бобровкой, примерно в пяти километрах от нее, через реку перекинут деревянный мост.* За мостом вскоре открывается сам поселок.* Бобровка с реки видна издалека, перед ней река широкая и спокойная. В поселке есть магазин. Бобровка так же, как и поселок Мыс, связана с городом. Чусовой автобусным сообщением.

За поселком река извилистая и довольно спокойная. Через 8-9 км можно заметить отметки подземного газопровода,* на него также указывают насыпи на обоих берегах и открытые пространства между деревьями. Еще примерно через 8 км на крутом левом повороте под холмом обнаруживается скальный выступ 15 м высотой и 30 м шириной (Наверху холма видно деревянное сооружение). За этим поворотом примерно через 1 км в направлении течения реки (чуть левее) можно заметить телевышку города Чусового. Телевышку заметить довольно непросто и в следующий раз она будет видна не скоро. Далее река довольно спокойная, множество плесов в которых можно встретить кувшинки, иногда крупные острова разбивают медленную реку. Через 6 км встретится натянутая над рекой высоковольтная ЛЭП.* Далее река несколько меняет свой характер. Местность становится более открытой. Река иногда делает резкие повороты и образует прижимы к своим берегам, а также островам, количество которых увеличится. Такой характер сохранится почти до Чусового.

Через 5 км от ЛЭП на резком левом повороте открывается еще один скальный выступ.* Сверху на нем глинистые слои, а на самом верху растут деревья. Еще через 9-10 км в Усьву слева впадает река Вильва.* Над Вильвой проходит железнодорожный мост. Здесь Усьва делает большую петлю и дальше уже течет медленно, широко растекаясь, сохраняя такой характер до автомобильного моста.

За ж.д. мостом через Вильву находятся первые дома города Чусового, здесь же остановка для электропоездов (6-й километр Углеуральского направления). Маршрут можно закончить в этом месте или двигаться по реке дальше и закончить его за автомобильным мостом. Неподалеку от автомобильного моста находится автобусная остановка, по дороге часто проходят машины. Отсюда не составляет большого труда добраться до железнодорожной станции.

Почасовка прохождения маршрута на 6-ти местном катамаране (ходовые качества низкие) в августе при низком уровне воды
(Указано чистое время, в тексте используемые в почасовке ориентиры отмечены звездочкой)

1 -й день
Порог - железнодорожный мост --- 1 ч. 10 мин.
Ж.д. мост - Усьвинские Столбы --- 1 ч. 20 мин.

2 -й день
Столбы - Скала Навислый --- 30 мин.
Навислый - Скала Малое бревно --- 1 ч. 40 мин.
Малое бревно - Скала Большое бревно --- 25 мин.
Большое бревно - Скала Козел --- 30 мин. (Далее Омутный 10 мин.)

3 -й день
Омутный - Большой остров --- 35 мин. (Окончание острова ч-з. 15 мин.)
Окончание острова - Первый лог на левом берегу 1ч. 20 мин.
Лог - Первые дома поселка Мыс (сооружения) --- 2ч.
Первые дома - Дома у воды (левый поворот) --- 20 мин.
Дома у воды - Понтонный мост (окончание поселка) --- 30 мин.

4 -й день (стоянка была ниже понтонного моста на 6 км.)
Понтонный мост - Деревянный мост (перед Бобровкой) --- 4 ч.
Мост - Поселок Бобровка (первые дома) --- 1ч.
Бобровка (первые дома) - Газопровод --- 1ч. 30 мин.
Газопровод - Скальный выступ (левый поворот) --- 1ч. 40 мин.
Выступ - ЛЭП --- 1ч. 30 мин.

5 -й день (стоянка была выше ЛЭП на 2 км.)
ЛЭП - Скальный выступ (левый поворот, глинистые слои наверху) --- 1ч.
Выступ - Устье Вильвы 2ч. 30 мин.

Примечание! Время отсчитывалось, когда катамаран проходил напротив самих ориентиров. Прохождение было спортивным, поэтому для более полного ознакомления с маршрутом нужно использовать больше времени.
Для уточнения некоторых названий и высот скал использовалась книга С. А. Торопова "По голубым дорогам Прикамья".

Всем удачного сплава!

© 2007- DMS Карты России для GPS навигаторов Garmin